«Нева» вдоль Волги. Плюсы и минусы новой скоростной дороги

27 ноября президент России Владимир Путин официально открыл скоростную трассу М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом. Трасса, которую предлагали назвать и «Две столицы», и «Тракт имени Радищева», с легкой руки президента получила название «Нева», хотя в самом начале она идет вдоль Волги.

Перед тем как официально открыть трассу, глава государства проехал по новой скоростной магистрали на российском лимузине Aurus. На мероприятиях, посвященных открытию трассы, президент Владимир Путин ласково потрепал по затылку смущенного губернатора Тверской области Игоря Руденю, что-то шепнув ему на ухо. Тверские зрители интерпретировали этот эпизод в новостях по центральным телеканалам по-разному. Кто-то расслышал: «Ты преемник». Кто-то решил, что Руденя получил подзатыльник, шуточный, но символичный.

 

 

Путина обманули?

Да, отчасти президента Путина обманули. Он объявил трассу «Нева» открытой, хотя в Тверской области не построен значительный участок этой скоростной трассы – пресловутый северный обход вокруг Твери. Его строительство отложили на несколько лет. Кроме того, и это Путину, как ленинградцу, ездившему по городу за рулем, должно было бы быть понятно: дорога не доходит 35 километров до Петербурга. И это самые пробочные 35 километров, настоящее «бутылочное горлышко».

Теоретически новый мост через Волгу для трассы М-11 в Тверской области должен появиться в районе Лисицкого бора (ширина реки примерно 300 метров), а северный обход – обойти Тверь за Константиновкой и районом Исаевского ручья и по новому мосту через Тверцу выйти за Черногубовом. Пока что декларируется, что обход и два моста начнут строить в 2020 году. Но на уровне региона не видно никаких телодвижений в эту сторону, кроме громких заявлений губернатора Рудени о том, что появление северного обхода даст новый стимул развитию отношений с Ярославской областью, Вологдой, Дубной и так далее.

А пока ближе к Твери, за Городней, обе трассы М-10 и М-11 будут сливаться в одну, и тем, кто разогнался, придется сбавить скорость с 130 километров в час до 60. По этой общей дороге придется ехать до следующего съезда на скоростную трассу в районе Медного.

Окружную дорогу, идущую с юга от города, модернизировали в расчете на то, что некоторое время ей придется быть частью скоростной трассы. На окружной вокруг Твери сделали мощные эстакады, ведущие во все придорожные деревни, расширили проезжую часть до четырех – шести полос, поставили шумоотражающие экраны. Но уже сейчас движение там очень интенсивное, порой возникают пробки.

 

За такие деньги – даже без фонарей

Трасса М-11 строилась 10 лет. До этого пять лет шли разговоры о ее строительстве, разрабатывались маршруты ее прохождения, скупались земли. В результате 669 километров дороги по равнинной России были построены в пять раз медленнее, чем аналогичные километры в горных странах бывшей Югославии. А стоимость проезда по трассе местами выше, чем в Европе. Так, первые 9 километров от Москвы стоят 350 рублей, что примерно составляет 40 рублей за километр. А мудреная навигация на выезде из аэропорта Шереметьево, где никак не обозначено, что за дорога ведет на Тверь и Санкт-Петербург, часто заставляет заплатить эти 350 рублей вообще лишь за то, чтобы убедиться, что вы поехали не в ту сторону.

Стоимость проезда по всей трассе М-11, связывающей Москву и Санкт-Петербург, в будний день для легковых автомобилей составит 1820 рублей, с транспондером – 1331 рубль. В выходные проезд подорожает до 2020 рублей, при использовании транспондера придется заплатить 1494 рубля. И это не считая топлива. Билет на «Сапсан» стоит 3200 рублей, при этом не надо рулить, подвергаться опасности, и долетишь все равно быстрее.

Удивляет, но за такие деньги значительные участки трассы даже не освещены, и сейчас, когда световой день очень короткий, водителям приходится то и дело включать и выключать дальний свет, что на большой скорости небезопасно. Тем более зимой, когда на дороге возможно оледенение. А еще на трассе крайне мало мест, где можно совершить аварийную остановку, и крайне мало заправок – от Городни до Москвы нет ни одной, например.

 

 

Прибыли – себе, убытки – государству

Застройщиком трассы М-11 является ООО «Магистраль двух столиц», генеральным подрядчиком – турецкая компания Ic Ictas Astaldi Ica Insaat Anonim Sirketi. «Магистраль двух столиц» была создана компанией «ВТБ Капитал» и группой VINCI для реализации проекта строительства и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства платной скоростной автомагистрали М-11 Москва – Санкт-Петербург.

В самом начале строительства шла речь об участии в нем структур, подконтрольных Аркадию Ротенбергу. Кто является выгодоприобретателем всего этого дела сейчас, не беремся судить. «В таких проектах, будь это платная дорога, гостиницы и порты к Олимпиаде, всегда довольно трудно понять, кто в конечном итоге ее строил, ей управляет, кто бенефициар всего этого каскада взаимозависимых и бесконечно сменяющих по ходу реализации проекта друг друга юрлиц», – пишет публицист Михаил Макагон. Анализируя находящиеся в открытом доступе данные, он приходит к выводу, что М-11 с финальным ценником строительства в 520 млрд не предполагает окупиться никогда. Весь проект планово убыточен. Частно-государственное партнерство в интерпретации российских госкорпораций – это прибыль себе, а убытки – государству. Очень выгодная схема.

 

Тверские кривотолки

Есть такая дурная тверская привычка – ругать все новое, дескать, не для народа оно. Мы, мол, сидим дома и за такие деньжищи никуда не поедем. Вся эта ваша «шайтан-арба» нам не нужна.

 Да, влияние новой трассы на наш регион и его экономику весьма неоднозначно. С одной стороны, те, кто раз в год соберется с семьей в Питер, смогут долететь до Северной столицы за три-четыре часа. А до аэропорта Шереметьево теперь ехать из Твери чуть ли не быстрее, чем аэроэкспрессом с московского Белорусского вокзала (из-за строительства Московского центрального диаметра аэроэкспрессы до Шереметьева теперь идут примерно час). Люди, работающие в Москве и Питере и приезжающие домой на выходные, не нарадуются. И судя по всему, отток тверитян и жителей Конакова, Торжка, Вышнего Волочка и Бологого в мегаполисы с введением трассы усилится.

А местный малый и средний бизнес, который приноровился извлекать прибыли из действующей трассы М-10, терпит убытки. На примере Вышнего Волочка, который долгие годы задыхался от постоянной пробки, но выстроил вдоль нее придорожную инфраструктуру, мы видим, что с введением платного объезда вокруг старой дороги появляется вымороченная местность, заброшенные кафе и гостиницы, которые уже никому не продашь.

Беда в том, что местное сообщество тут вообще лишено права голоса. Его олицетворяет тот самый губернатор Игорь Руденя, которому Путин то ли подзатыльник дал, то ли благословение. И о том, чтобы искать выгодный для региона компромисс, не может быть и речи.

Мария Орлова