Александр Бахерев: путешествие по вселенной для всей семьи

02.09.2020, 10:33

Тверской ТЮЗ возобновил показ спектаклей

Пока другие театры Тверской области даже не объявили о своих планах, Тверской ТЮЗ уже в начале августа открыл свои двери для зрителей.

С какими вызовами столкнулся ТЮЗ во время пандемии? Об этом и о многом другом в интервью «Каравану» рассказал директор Тверского театра юного зрителя Александр Бахарев.

– Александр Витальевич, в первую очередь разрешите поздравить вас с 60-летием, которое вы недавно отметили. Театр юного зрителя пока единственный театр в Тверской области, который возобновил показ спектаклей для зрителей. Это уже можно считать началом нового сезона?

Александр Бахарев

– Открытие нового, 88-го сезона намечено на 18 сентября. Мы откроем его уже известным тверскому зрителю спектаклем «Пустота». Сегодня в театре проходят репетиции репертуарных спектаклей и будущей премьеры. Много работы по вводам, это прежде всего связано с приходом в театр новой актрисы Марии Крыловой и не только. Две наши молодые замечательные актрисы готовятся стать мамами. Для театра это радостный, но и одновременно сложный момент. А вместе с этим мы возобновили показ спектаклей для зрителей и подчеркиваем, что это завершение 87-го сезона, который так неожиданно для всех нас оборвался.

Очень приятно, что все билеты на наши августовские спектакли были раскуплены в считанные дни. Один из спектаклей – премьера, сыгранная 7 июня без зрителей, – «Головлев» режиссера-постановщика Вероники Вигг. В главной роли заслуженный артист России Александр Романов. Также мы представили тверскому зрителю два моноспектакля-премьеры прошлого года: «Я ни о чем не жалею. Пиаф» (Эдит Пиаф – Татьяна Романова, режиссер-постановщик – заслуженный артист РФ Александр Романов) и «Москва – Петушки» (Веничка – Сергей Зюзин, режиссеры-постановщики – Сергей Зюзин, Семен Ковалев).

Евгений Зимин готовит премьеру к открытию 88-го театрального сезона «По просторам Вселенной» по мотивам произведений Кира Булычева. Первый раз спектакль зритель увидит 20 сентября.

200 часов контента и 45 млн зрителей

– Ваш театр активно создавал онлайн-проекты во время пандемии. Какой результат вы от этого получили?

– Мы понимали, что на период изоляции мы не имели права потерять свою связь со зрителем. Поэтому возникла идея создания проекта #ТЮЗОНЛАЙН, который получил свое мощное развитие благодаря активной работе актерского, технического и постановочного состава театра. Так, в театре родились подпроекты «Прогулки по ТЮЗу с…», «ТЮЗ для школы», «ТЮЗ читает», «Сказки нашего теа-
тра», «ВредСовет», «Люди помнят о войне», «Доставка сказок», «Мастерская дома», мастер-классы по сценической речи и «Дано тело – пусти его в дело» и многое другое. На сегодняшний день проект #ТЮЗОНЛАЙН становится составляющей частью нашей постоянной работы в социальных сетях.

За эти месяцы театр записал свыше 200 часов аудио- и видеоконтента, который весит более 240 Гб. Он до сих пор доступен на нашем сайте и в наших социальных сетях.

Наши выступления набрали более 45 млн просмотров. Еще один очень важный результат – рост числа подписчиков в социальных сетях. Оно выросло в среднем на 20–30%, а на «Ютьюбе» вообще на 600%. Для нас это дополнительная возможность расширить нашу аудиторию. Сейчас в огромном потоке информации очень важно не только иметь много подписчиков, но и попасть в их поле внимания, наладить с ними живой диалог.

Массовые походы школьников в театры пока под запретом

– Как вы видите экономическую модель театра в условиях, когда заполняемость зала не может быть более 50%, а в обществе ходят активные слухи о возможной второй волне более жестких ограничений?

– Сейчас сложно говорить о том, что на самом деле планировать практически невозможно. Одно мы понимаем для себя точно: начинать работать для зрителя нужно при любых условиях и ограничениях. Главное – вернуться к нормальной жизни. Хорошо, что люди снова начинают ходить в кино, музеи и, конечно, театры. И неважно, что экономическая составляющая будет намного ниже наших возможностей.

Есть один очень сложный фактор в работе театров для детей и молодежи (это мы и Театр кукол): днем в будни мы показываем спектакли для организованного зрителя из школ и детских садов. Есть распоряжение Роспотребнадзора, в котором сказано, что в детских садах и школах запрещены культурно-массовые мероприятия для детей.

– То есть детские сады и школы к вам на спектакли не придут?

– На сегодняшний день мы понимаем, что это более вероятно. Поэтому готовим несколько вариантов нашей работы. И один из основных вариантов – вечерние спектакли в будние дни для взрослой аудитории и спектакли для семейного просмотра в выходные дни.

В масках в течение всего спектакля

– Каким образом в театре будут выполняться предписания Роспотребнадзора? Зрители в течение всего спектакля должны находиться в масках?

– Да, это так. И важно, что приобрести их зритель должен сам, о чем мы напоминаем ему всеми доступными средствами. Театр, в свою очередь, закупил бесконтактный термометр, рециркуляторы воздуха для фойе и зрительного зала, средства для дезинфекции рук, что обеспечивает требования Роспотребнадзора. Данное оборудование даже в случае победы над COVID-19 очень пригодится нам в сезон гриппа и ОРВИ.

– Актеры играют на сцене без масок?

– Да, репетируют и играют без масок, а в фойе и производственных помещениях театра они тоже должны находиться в масках.

Зрителей ждет четыре премьеры в новом сезоне

– Введенные ограничения точно ударят по бюджетам театров. Хватит ли у вас средств на новые постановки?

– В среднем за сезон мы ставили пять новых спектаклей. Их основа – спектакли для семейного просмотра, а также одна или две постановки по современной драматургии для зрителей постарше. Такая обновляемость репертуара позволяет поддерживать интерес к нашему театру.

До пандемии мы делали три спектакля за сезон на заработанные средства. Теперь, дай бог, сделать хотя бы один. Но к счастью, есть замечательный проект «Культура малой родины», существующий уже три года. В него попали театры юного зрителя, театры кукол и театры малых городов. По проекту мы получаем средства для обеспечения постановочной деятельности. Оставшиеся два спектакля в этом году мы как раз будем ставить на деньги, полученные от участия в федеральной программе. Это нас здорово поддержит.

Почему ТЮЗ расстался с четырьмя главными режиссерами

– ТЮЗ называют продюсерским театром. Здесь уже больше пяти лет нет главного режиссера. Модель с художественным руководителем или главным режиссером себя в ТЮЗе не оправдала?

– Я являюсь директором театра уже 15 лет. За это время у нас было четыре главных режиссера, которых я сам лично приглашал, но в итоге мы приходили к решению расстаться. Жизнь, которая была в театре раньше и есть сейчас, очень сильно разнится. Раньше для режиссера было очень престижно руководить театром. Он имел возможность создать свой авторский театр. Уровень зарплаты художественного руководителя по тем временам был достойным. Сегодня же молодой талантливый режиссер может за два месяца работы над спектаклем получить в 4 – 5, а то и в 10 раз больше денег, чем главный режиссер по своей ставке.

– Как сейчас формируется репертуар театра?

– Кто-то такую модель называет продюсерской, кто-то директорской, кто-то проектной. Мне больше нравится третье название. Предложения по репертуару мы готовим вместе с моими заместителями. Мы много ездим по фестивалям, режиссерским лабораториям, в том числе организуемым фестивалем «Золотая маска». Мы предлагаем репертуар исходя из того, что видим в культурном пространстве страны. Предложения обсуждаются на художественном совете театра и принимаются с учетом мнения отдела по работе со зрителем.

Наша задача – определиться с репертуаром, найти средства и достойного режиссера, который создаст интересную постановку. И с ним мы формируем постановочную команду. Как правило, все ее члены – приглашенные специалисты из других городов, потому что в Твери их просто нет. Дальше начинается творческий процесс, в который дирекция не вмешивается.

– Если проектная модель работы театра успешна, значит, главного режиссера в ТЮЗе больше не будет?

– Мы по-прежнему не отказываемся от идеи пригласить главного режиссера, который способен создать свой театр с учетом уже наработанного в нашем ТЮЗе потенциала. И этот главный режиссер должен предложить достойный репертуар и, может быть, специалистов, которые могли бы тут работать. Отсутствие творческого лидера очень чувствовалось во время пандемии, когда наши актеры создавали свои онлайн-проекты. Нужен был человек, который смог бы на творческом уровне объединить всю эту кипучую деятельность в единую концепцию.

– Не съест ли ваша актерская труппа очередного главного режиссера?

– Если человек знает, что хочет и умеет работать с людьми, то у него все получится. Просто прийти в актерский цех и дать актерам готовую инструкцию – это первый шаг к провалу. Любой актер хочет понимать свое будущее в этом театре. Я почему говорю о молодых режиссерах? Они более гибкие в работе. Я смотрю за тем, как они ставят у нас спектакли. Молодежь умеет находить общий язык с актерами. Они создают спектакль вместе.

Более матерые режиссеры создают свою творческую линию и хотят, чтобы актеры ей следовали. Это неплохой подход, но не всегда работает.

– Ваш театр планировал принять участие в международном фестивале «Радуга», который должен состояться в декабре в Санкт-Петербурге. Пока изменений не предвидится?

– Да, сейчас идут переговоры об участии нашего театра со спектаклем «Головлев». Фестиваль должен состояться в декабре 2020 года. Для любого театра гастроли и фестивали – значимая составляющая часть жизни. Для актеров очень важно сыграть в другом городе, почувствовать отклик на свою игру от совершенно новой аудитории. Успех окрыляет! Он дает новый импульс для развития!

Беседовал Андрей Сабынин

34 0
Лента новостей
Прокрутить вверх